Памятник погребальной архитектуры IV века до н. э.
Царский курган.
В феврале 1837 года был открыт вход в "гробницу", поражавшую своими размерами, сложностью конструкции и необычностью расположения. Вот как характеризует "гробницу" ее открыватель, директор Керченского музея Антон Ашик: «Самая замечательная гробница есть бесспорно та, которая была названа мною Царской. Мало есть памятников, которые могут соперничать в изяществе с этой гробницей. Огромные стены составляли вход в гробницу; он в самом начале своем был заложен огромными плитами, скрепленными по концам свинцом. Хотя расходы, употребленные на раскопку Царского кургана, не покрылись открытием сокровищ, однако, труды наши вознаградились находкою гробницы, которая по величине и устройству своему принадлежит к самым замечательным памятникам этого рода на Керченской земле». Как показало время, подобных сооружений нет ни в самой Греции, ни на всем Причерноморье.
К сожалению, курган был "разграблен" еще в древности. Исследователи обнаружили только остатки деревянного саркофага. Но до сих пор Царский курган хранит множество неразгаданных тайн: почему вход в него обращен точно на Пантикапей? Что таят в себе показанные приборами пустоты в дромосе? По какой причине размер кургана и "погребальной камеры" во много раз больше по сравнению с другими?
Уровень, сложность и мастерство строителей дает основание полагать, что это не просто "гробница", а "усыпальница царей". Ученые предполагают, что она была построена для Левкона I (389-349 гг до Р.Х.), при котором Боспор достиг могущества и экономического расцвета.
Царский курган был построен в IV в. до н.э., и признан шедевром античного зодчества. Этот курган - один из наиболее сохранившихся памятников "погребения"; по своему назначению он напоминает египетские гробницы.
Внутри холма высотой 17 м. находится 36-метровый коридор (дромос) из каменных блоков и "погребальная камера" (усыпальница), которая в основании своем почти квадратная но кверху переходит в уступчато-кольцевой свод. Высота камеры около 9 метров. Цоколь "погребальной камеры" высечен из монолитной скалы, далее идут тщательно пригнанные друг к другу квадры с гладко обработанной поверхностью, купол состоит из 12 постепенно уменьшающихся в диаметре концентрических колец, перекрытых плитой. Коридор, ведущий в "погребальную камеру", по форме прохода напоминает кипарис, у древних греков считавшийся деревом мёртвых.
Плиты и камни, из которых сложен как дромос, так и сама камера, уложены насухо, без какого-либо скрепляющего раствора. Снаружи они обмазаны глиной и водорослями, что предотвращало размытие и разрушение.
На одной из стен погребальной камеры вырезаны христианские религиозные символы имеющие "более позднее происхождение".Возможно, курганом пользовались, как культовым сооружением .
Еще несколько лет назад на территории музея возле кургана можно было видеть два саркофага, найденных на территории Боспорского царства, и большое количество надгробных плит. Сейчас эти находки хранятся в лапидарии Керченского историко-культурного заповедника.
Царский курган изображен на картине швейцарского художника Карло Боссоли под названием «Могила Митридата», литография которая позже вошла в альбом «Пейзажи и достопримечательности Крыма», вышедший в Лондоне в 1856 году.
[1] Неправильно думать, что курганы это обязательно захоронения, могилы. Курганы использовались также и как общественные здания, например, церкви. Христианской церковью был, огромный «Царский Курган». Об этом написано, в частности, на пояснительной табличке около входа в курган. Внутри «Царского кургана», на его каменных стенах, до сих пор сохранились остатки христианских крестов.
Правда, историки пытаются убедить нас, будто первоначально «Царский курган» — как и вообще любой курган по их мнению — служил будто бы местом захоронения. И лишь потом, якобы, он был ограблен, очищен от остатков захоронения и стал использоваться как церковь.
Но почему тогда внутреннее помещение этого кургана устроено именно как христианская церковь? В частности, там сделан алтарь с прекрасной акустикой, есть место для царских дверей, помещение для молящихся. К алтарю, как и положено в христианской церкви, ведут три ступени.
Царский курган был сложен в таком виде, как церковь, С САМОГО НАЧАЛА. Перестроить курган невозможно, если только не рассыпать его полностью и не собрать заново. Но это будет уже ДРУГОЙ курган.
Источник, книга:
1. «Первое чудо света. Как и для чего были построены египетские пирамиды.»
Sign in with: