памятник Эллино-христианской культуры,XIV–ХV вв., греческий православный храм в Крыму, оставленный в 1778 году, когда А. В. Суворов «вывел» из Крыма всех христиан, в том числе и православных «греков».
По преданию здесь в бассейне реки Улу-Узень, на высоте 500 м над уровнем моря в I в.н.э. благовествовал учение Христово св. Апостол Андрей Первозданный, один из 12-ти учеников Иисуса Христа, прозванный так за то, что раньше других апостолов пришел к Господу. По его молитвам возле его скита забил святой источник, сохранившийся до наших дней. Здесь же многие жители Таврики приняли христианство.
После ухода Андрея Первозванного в Скифские земли, на месте его скита был основан монастырь. А над святым источником был построен храм, названный в честь св. Андрея Первозванного — Ай-Андрий. По преданиям, путь Святого Апостола по Тавриде был примерно таков: через Феодосию на Сугдею (Судак), горами на Копсихор (Морское), к горе Демерджи, по горным кряжам вдоль массива Караби-яйлы к водопаду Джур-Джур. К сожалению, на данный момент нет никаких надежных подтверждений о существовании каких-либо местных преданий о пребывании здесь Св. Ап. Андрея.
До сих пор точно неизвестно, был ли храм Ай-Андрий монастырским, приходским или каким-нибудь еще. Так у одних исследователей XIX века — «Храм Ай-Андрий». Под таким названием, он и поставлен на учет. В других источниках, как например, на гравюре Ф. Гросса — «Монастырь Ай- Эндрит». Возможно, что «Ай-Андрий» был и частным храмом.
Судя по архитектурным особенностям памятника, над его проектом трудился профессиональный архитектор. «Ай-Андрий» явно отличался сложностью конструкции от многих подобного рода небольших храмов Южном берегу Крыма возведенных в XIV–XV веках.
Этот храм — ранневизантийская базилика, построена из местного камня и устроена таким образом, что источник, почитавшийся животворящим, вытекал ранее из-под его алтаря. Храм с алтарной апсидой был обращен на восток. До алтарной преграды по четыре шага в длину и ширину. Особенно был красив вход, он обращал на себя внимание величественностью. Внутри храма стояли колонны: с правой стороны — целая с капителью (сохранилась до начала ХХ в.). Храм имел два входа. Вторая дверь располагалась с северной стороны.
Храм древнего способа кладки камня был сложен из местных крымских материалов: стены из желтовато-кремового травертина. Осадочная горная порода песчаника гармонично сочеталась с известковым туфом, пористой горной породой, издавна используемый как декоративный и строительный камень. Травертин и песчаник не нужно было привозить издалека — все это находилось под рукой. Да и сейчас в ущелье этого камня немало, и, видимо, фрагменты церкви покоятся под землей. С юго-восточной стороны храма была пристройка.
На сегодня сохранились остатки тесанных из туфа колонн по углам, основание алтаря, стен, сложенных из плитняка на известковом растворе.
Официальные упоминания о храме
Впервые о существовании храма упоминатеся в крымском сборнике П. И. Кеппена «О древностях Южного берега Крыма и гор таврических» изданного в 1837 г. Еще одним человеком, который был очарован монастырем, является художник Ф. И. Гросс, оставивший нам 2 рисунка, которые по времени его работы на Южном берегу Крыма можно отнести к 30–40-м годам ХIХ в. Затем более 100 лет назад председатель Таврической ученой архивной комиссии А. И. Маркевич сообщал об экспедициях в юго-восточную часть Крыма, целью которых являлось изучение древних памятников. В результате в Крымском краеведческом музее появляются фотографии, сделанные им в 1896 г. во время осмотра руин церкви. В 1901 г. храм упомянут А. Л. Бертье-Делагардом в «Ведомости христианского населения, вышедшего из города и деревень Крыма в 1778 г…». Геолог П. А. Двойченко в 1911 г. запечатлел монастырь на фото. Гидрогиолог Н. В. Рухлов обследовал источник Ай-Андрий в 1912 г. В путеводителях по Крыму 1914 и 1923 г.г. упоминается, что «весной 1913 г. сравнительно хорошо сохранившиеся остатки церкви с тесаными колоннами разобраны татарами». Ай-Андрий как средневековое поселение и монастырь упоминается и в научно-популярной книге Н. Когонашвили и О. Махневой.
В 1911 г. А. И. Маркевич с сожалением констатировал, что свод древней греческой церкви Ай-Андрий рухнул в 1907 г.
В Крымском архиве за 1913 год находится дело Таврического Губернского Правления «О поддержании памятников древности», а в нем обращение к Его Сиятельству Господину Таврическому Губернатору — «Въ расстоянiи приблизительно 2-х верстъ отъ деревни Улу-Узень, в лесу, на самой границе, отделяющей владенiя Козлова отъ общественной земли, имеются развалины древней христiанской церкви св. Андрея, изъ-подъ каменного свода развалинъ вытекает обильный источникъ прекрасной воды. Как известно, изъ-за пользованiя водою между Улу-Узеньскими поселянами и владельцами ниже лежащих именiй и деревень идут нескончаемые пререканiя и споры, доходящiе до судебного разбирательства. 13 текущего апреля, проходя горами съ Демержинской Яйлы къ водопаду Джуръ-Джуръ, я был очевидцемъ следующего. Партiя поселянъ Улу-Узеня, человекъ в 30, съ лопатами, кирками и канатами, производила разрушенiе каменного пола-свода надъ источникомъ означенной выше церкви…»
В 1956 г. горным отрядом ИАК АН УССР под руководством О. И. Домбровского на храме Ай-Андрий проводились разведочные работы. Храм в целом датирован XI–XII вв. Указано, что «южнее и ниже храма, на склонах, собрано много керамики и прослежены остатки обложенных камнем землянок и могильника» (Домбровский).
В 2005 г. предпринималось археологическое обследование памятника, по результатам которого предполагают, что храм над источником Ай-Андрий относится к XIV–ХV вв.
Sign in with: