registration.social_login_tooltip
Коломенское — бывшая царская резиденция и вотчина, подмосковное село; ныне — государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник.
Коломенское – одно из самых древних мест проживания человека на территории современной Москвы. Археологические памятники, расположенные в его окрестностях, свидетельствуют о пребывании здесь людей каменного века (V–III тыс. до н.э.). В I тыс. до н.э. на берегах Москвы-реки и ее притоков, в районе будущих сел Дьякова и Коломенского, возникают многочисленные неукрепленные поселения («селища») древнего финно-угорского племени.
История села Коломенского связана с событиями средневековой русской истории. Согласно легенде, оно было основано спасшимися после тяжелой битвы и страшного монгольского разорения жителями Коломны. Первыми письменными источниками, в которых встречается название Коломенского, были духовные грамоты (завещания) 1336 и 1339 гг. московского князя Ивана Даниловича Калиты: «А се даю есмь сыну своему Андрею… село Коломниньское, село Ногатиньское…».
Во второй половине XIV в. Коломенская вотчина принадлежала князю Владимиру Серпуховскому, одному из руководителей русских войск на Куликовом поле. Не случайно именно здесь была назначена встреча войск, возвращавшихся с Куликова поля. По легенде, князья Дмитрий Донской и Владимир Храбрый (Серпуховской) построили в Коломенском памятный храм, посвященный святому Георгию Победоносцу.
Особое значение село приобрело к началу XVI в., когда московские князья уделяли большое внимание укреплению и охране своих южных границ. В 1527 г. великий князь Василий III, получив сведения об угрозе нападения крымских татар, «стал в Коломенском». Вероятно, тогда у него возникла мысль о строительстве здесь нового двора и храма.
Древнейший памятник Государева двора в Коломенском – церковь Вознесения Господня – впервые упомянут в 1532 г. По легенде, храм был возведен в честь рождения наследника Василия III – будущего царя Ивана IV Грозного. Окончание строительства храма и его освящение в сентябре 1532 г. торжественно отмечалось в великокняжеском дворце.
Церковь Вознесения – самое высокое архитектурное сооружение своего времени на Руси (его высота составляет 62 м) с конусообразным кирпичным завершением, «шатром», увенчанным небольшой главкой с крестом. Стремлением обеспечить зданию прочность и долговечность объясняется необычная толщина его стен, достигающая 2,5–3 м.
Величественная шатровая церковь считается «жемчужиной» Коломенского.
К XVI в., времени, когда в Коломенском сформировалась парадная великокняжеская резиденция, относятся стоящая рядом с церковью Вознесения Георгиевская колокольня, а также храм Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Село Дьяково (или Дьяковское) впервые упомянуто в начале XV в. Точная дата строительства здесь храма неизвестна. Наиболее распространенная гипотеза связывает возведение храма с венчанием на царство Ивана IV зимой 1547 г.
В XVII в. наступил новый этап в истории Коломенского и всей древней государевой вотчины. Цари из рода Романовых, подчеркивая свое родство с семейством Ивана Грозного, строго следовали придворному церемониалу XVI в. и уделяли большое внимание местам, связанным с жизнью последних государей «Рюрикова племени».
Уже при царе Михаиле Федоровиче Коломенское стало излюбленной летней резиденцией правившей фамилии. К осени 1640 г. здесь был построен деревянный царский дворец – «дворцовая тройня с сенями и повалушей».
Дальнейшая история Государева двора в Коломенском – превращение его в парадную летнюю резиденцию, своеобразный «подмосковный Кремль» – связана с деятельностью царя Алексея Михайловича.
Главным событием коломенской истории времен второго Романова было строительство деревянного дворца: 3 мая 1667 г. в присутствии самого царя состоялась его закладка. Строился он из дерева – самого любимого и широко распространенного в России материала. Для строительства были собраны лучшие мастера-плотники, работами руководили стрелецкий голова Иван Михайлов и плотничий староста Семен Петров. Коломенский дворец царя Алексея Михайловича исследователи считают вершиной русского деревянного зодчества. Он представлял собой деревянное строение, состоящее из множества теремов и палат, соединенных сенями и переходами. Такой тип постройки назывался хоромами или хоромным строением.
Важнейшими частями дворца были хоромы царя и царевичей, Столовая палата – они составляли мужскую половину, а хоромы царицы, старших и младших царевен входили в женскую половину. Всего во дворце насчитывалось 27 теремов, некоторые из которых достигали 30 м в высоту. За основу их художественного оформления был взят декор Теремного дворца Московского Кремля.
К 70-м гг. XVII в. в Коломенском сложился замечательный ансамбль Государева двора, включавший деревянный дворец (названный современниками «восьмым чудом света», «игрушкой, вынутой из ларца»), каменную дворцовую церковь Казанской иконы Божией Матери, соединенную с дворцом крытым переходом, многочисленные хозяйственные и служебные постройки.
До наших дней сохранились Дворцовые (Передние) ворота – главный въезд на Государев двор, обращенный в сторону церкви Вознесения и Москвы-реки. С севера к Дворцовым воротам примыкают палаты Приказной избы – дворцовой канцелярии, а с юга – Палаты на погребах, иногда называемые Полковничьими.
Палаты на погребах начинали ряд построек, предназначенных для хранения припасов, изготовления для государя и его слуг напитков и кушаний. До наших дней дошли Фряжский погреб, где держали иноземные, в основном итальянские (фряжские) вина, и Сытный двор, служители которого занимались приготовлением традиционных русских напитков (кваса, пива, меда). Между Фряжским погребом и Сытным двором сегодня воссоздано здание Поваренной палаты.
Хозяйственные постройки располагались и в западной части Государева двора, около Спасских (Задних) ворот. Здесь археологами открыты и музеефицированы фундаменты построек Хлебенного и Кормового дворов, воссозданы примыкавшие к воротам Стрелецкие караульни.
Важнейшей частью Государева двора были сады, в XVII в. весьма любимые русскими царями. В шести коломенских садах росли тысячи яблонь, сотни груш, белая, красная и черная вишни, кусты малины, смородины, крыжовника. Кроме того, частью древнейшего Вознесенского сада была заповедная дубовая роща, а в Казанском и старом Большом садах были посажены восемь кедров, два дерева грецкого ореха, две пихты и другие диковинные для этих мест растения.
Царь Алексей Михайлович часто приезжал в свою любимую загородную усадьбу. Здесь он не только отдыхал и охотился, но и принимал иноземных послов, встречался с патриархом и боярами.
После смерти Алексея Михайловича значение Коломенского постепенно уменьшилось. Царь Петр Алексеевич лишь изредка наведывался в любимую отцом усадьбу. Вначале эти приезды были связаны с военными потехами, а позже – с празднованием одержанных побед. В Коломенском Петр собирал войска после успешного Азовского похода 1696 г. и уже отсюда входил в Москву. В декабре 1709 г. по царскому приказу «шведский полон» (военнопленные), взятый в боях под Лесной и Полтавой «купно с пушками и знаменами», был специально свезен к Москве и «поставлен по селам и деревням <…> ближе к Коломенскому». Сам Петр приехал в усадьбу 12 декабря, а его торжественный въезд вместе с войском в город состоялся 21 декабря 1709 г.
Заботясь о сохранности отцовского дворца, Петр приказал поднять старые хоромы на каменные фундаменты. К 1724 г. «старый дворец снабдили новым фундаментом и вообще поправили». 14 мая 1724 г., в день Вознесения, император Петр I в последний раз посетил Коломенское.
Связь Петра с Коломенским в сознании людей XVIII в. была настолько прочной, что породила легенду о том, что он родился в Коломенском дворце. Об этой легенде знала и императрица Екатерина II. Приехав в царскую усадьбу в октябре 1762 г., она осмотрела деревянный дворец и приказала начать подготовку к его ремонту. Однако в ходе составления планов, чертежей и смет выяснилось, что дворец пришел в такую ветхость, что проще и дешевле построить новый. Дворец для императрицы был возведен в 1766–1767 гг. к северу от церкви Вознесения, а старый было приказано разобрать. Оставшийся от него добротный строительный материал использовали для новых дворцовых построек, негодный – перепилили на дрова. Модель старого дворца царя Алексея Михайловича содержалась в специальной «штучной комнате», своеобразном хранилище редкостей.
Вместе с Екатериной II в 80-е гг. XVIII в. Коломенское посещали внуки императрицы – великие князья Александр и Константин. Став императором, Александр I не разрешил разобрать обветшавший дворец Екатерины II, а в 1808 г. распорядился «насколько можно сохранить его от дальнейшего разрушения». Однако во время Отечественной войны 1812 г. дворец был окончательно разрушен французами. К 1825 г. архитектор Е.Д.Тюрин спроектировал для Александра I новый дворец. Он был построен с использованием фундаментов Екатерининского дворца. Рядом располагался павильон, который, скорее всего, предназначался для концертов и театрализованных представлений. Александр I не успел посетить новый дворец, строительство которого было завершено в год смерти императора.
Николай I, побывавший в Коломенском в 1835 г., был поражен его красотами и «бесподобным видом на древнюю столицу. Николай Павлович предполагал воссоздать царский дворец XVII в. и построить на берегу Москвы-реки еще один – в «русском стиле». Однако проект, разработанный А.И.Штакеншнейдером и одобренный императором, реализован не был.
Вторая половина XIX в. – время окончательного угасания придворной жизни в Коломенском. В 1878 г. здесь был разобран последний дворец – Александровский.
Сохранившиеся на территории Коломенского уникальные постройки XVI–XVII вв., в особенности церковь Вознесения Господня, уже в конце XIX в. привлекали внимание научной и художественной общественности. В 1868 г. древний храм осмотрел французский композитор Г.Берлиоз. В письме к В.Ф.Одоевскому, который и привез композитора в Коломенское, Берлиоз писал: «Я видел много, многим восхищался, многим бывал поражен, но древняя Русь – та, что предстала перед нами в памятниках Коломенского, – это из области того, что я видел самого удивительного».
В 1913–1916 гг. начались первые реставрационные работы на памятниках Коломенского, а в 1923 г. усилиями выдающегося архитектора-реставратора П.Д.Барановского здесь был организован музей. Барановский проводил исследование памятников и восстановление их древнего облика. Из разрушенных церквей, закрытых монастырей, гибнущих усадеб Петр Дмитриевич вывозил то, что еще можно было спасти. Так закладывалась основа уникальных музейных коллекций иконописи, архитектурной керамики, резьбы по дереву, белому камню, старопечатных и рукописных книг.
Первые экспозиции музея были размещены в помещениях Сытного двора и Приказных палат. Здесь основные музейные экспозиции располагаются и в наше время. В 2004 г. в комплексе Дворцовых (Передних) ворот, частью которых являются Приказные палаты, открылась экспозиция «Вехи истории Коломенского», посвященная истории подмосковного села и его окрестностей с древнейших времен до 30-х гг. XX в. В экспозиции представлены археологические находки, свидетельствующие о том, что Коломенское – одно из древнейших населенных мест на территории Москвы; выставлены памятники искусства времен великокняжеского, царского и императорского Коломенского (иконы, портреты, книги, колокола, изразцы, оружие, бытовые предметы XV–XIX вв.). Особое внимание привлекает реконструкция интерьера Приказной палаты времен царя Алексея Михайловича. Первая подобная реконструкция служебного интерьера XVII в. была осуществлена еще П.Д.Барановским. В продолжение начатой им традиции современная реконструкция, подготовленная сотрудниками музея-заповедника, основывается на новейших исследованиях культуры и быта Коломенского и Москвы XVII в.
Особый раздел экспозиции связан с началом музейного периода в истории Коломенского и формированием музейных коллекций. В отреставрированных подвалах-ледниках впервые выставлена часть уникальной коллекции белокаменных архитектурных деталей XVII–XVIII вв., начало которой положил Барановский, спасая отдельные исторические памятники во время разрушения «белокаменной Москвы». С именем основателя музея связана и коллекция икон XVI–XIX вв., на которых изображены русские города, монастыри и их святые покровители. Коломенское рассматривалось Барановским как музей архитектуры, строительного дела и техники, поэтому особое внимание он уделял архитектурным темам. В «золотой кладовой» музея, созданной в подражание церковным ризницам и древлехранилищам, представлены предметы церковного искусства и обихода, выполненные с использованием драгоценных материалов.
К уникальным экспонатам Коломенского следует отнести и памятники деревянного зодчества XVII–XVIII вв. Начало этой своеобразной части музейной коллекции в 1927 г. также положил П.Д.Барановский. Деревянные постройки, привезенные сюда из разных мест России, дают представление об оборонной, гражданской и церковной деревянной архитектуре. Наибольшей популярностью среди посетителей современного Коломенского пользуется здание Государевых светлиц, более известных как Домик Петра I. В 1934 г. небольшой «дворец» Петра I был перевезен сюда из Архангельска, где летом 1702 г. его построили русские и голландские корабельные плотники. В настоящее время Государевы светлицы – единственный в Москве мемориальный музей Петра I.
Государевы светлицы располагаются в южной части Государева двора, в непосредственной близости от исторических построек Коломенского. Другие деревянные сооружения, прежде всего, – редкие образцы оборонного зодчества, теперь находятся недалеко от Москвы-реки, в северо-восточной части музея. Башня Братского острога, Святые ворота Николо-Корельского монастыря, Моховая башня Сумского острога (все сооружения относятся к XVII в.) образуют небольшой, но чрезвычайно интересный музей русской деревянной крепостной архитектуры под открытым небом.
В последние годы в Коломенском активно формируется Этнографический комплекс: появились действующие конюшня и кузница, усадьбы коломенского крестьянина и пасечника с пасекой, водяная мельница. Планируется реконструировать часть исторической застройки села Коломенского, утраченной в конце 70-х гг. XX в., и разместить в воссозданных усадьбах этнографические выставки и экспозиции, в том числе интерактивные.
Интерактивность – включение посетителя в жизнь усадьбы, стремление погрузить его в историческое прошлое – одно из приоритетных направлений музейной работы. Этому служат и разработанные сотрудниками экскурсионных служб музея-заповедника экскурсионно-художественные программы, включающие не только знакомство посетителей с историческими памятниками, но и их участие в календарных, семейных, а иногда и придворных церемониях, а также в массовых праздниках, проходящих на территории Коломенского.
За последние годы в Коломенском были отреставрированы церковь Вознесения Господня – памятник, входящий в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, а также комплекс Передних ворот, Дворцовый павильон 1825 г., колокольня и церковь Св. Георгия Победоносца.
В 2010 г. был торжественно открыт воссозданный деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Деревянное здание-макет в натуральную величину расположен на территории бывшего села Дьякова. Посетителей ждут экспозиции дворца, позволяющие ощутить уникальность каждой из вех истории Коломенского, окунуться в многообразную историю Отечества.
http://mgomz.ru/kolomenskoe
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5
Travvi © 2014
Sign in with: