Межигорский Спасо-Преображенский монастырь — разрушенный православный монастырь. Первоначально был мужским и был известен под именем Спаса Белого. Будучи важным монастырём Войска Запорожского, Межигорский монастырь оставил после себя Межигорскую летопись и большое культурное наследие. Упразднён в 1787 году, в 1894—1918 годах действовал как женская обитель, в 1935 году окончательно разрушен.
Монастырь появляется в источниках с конца XIV века, однако местное предание считает его одним из первых на Руси по времени основания. В церковной литературе можно даже встретить утверждения, что монастырь был основан прибывшими вместе с первым киевским митрополитом Михаилом в 988 году в Киев греческими монахами.
В 1154 году Юрий Долгорукий поделил территорию, окружающую монастырь, между своими сыновьями. Считается, что его сын Андрей Боголюбский переместил монастырь в приднепровские холмы, давшие монастырю название — Межигорский. Якобы именно из Межигорья вывез он в Суздальские края Владимирскую икону Богоматери.
Вероятно, во время монголо-татарского нашествия хана Батыя на Русь в 1237-40 годах, монастырь, если он действительно тогда существовал, то был полностью разрушен.
Покровителями монастыря в XV—XVI вв. выступали православные князья Острожские. В 1482 г. он был атакован крымскими татарами под предводительством Менгли I Герая. Восстановление монастыря началось только через 40 лет. В 1523 году монастырь был передан Королю Польскому и Великому князю Литовскому Сигизмунду I. В 1555 году монастырь состоял из четырёх церквей, включая и одну пещерную церковь.
В XVI веке Межигорский монастырь часто терял и восстанавливал свои владельческие права. На средства нового монастырского игумена Афанасия (наставника князя Константина Константиновича Острожского), старые монастырские строения были разрушены, а новые построены на их месте (в 1604, 1609 и 1611 годах). Можно встретить утверждение, что под его управлением монастырь получил звание второй лавры в Великом княжестве Литовском.
В XVII веке Межигорский монастырь стал религиозным центром Запорожского казачества, которое считало его войсковым. Монастырь имел статус ставропигии Константинопольского Патриарха.
Универсалом гетмана Богдана Хмельницкого от 21 мая 1656 года монастырю были переданы Вышгород и окрестные села с рудниками, усадьбами и угодьями. В результате универсал сделал Хмельницкого монастырским ктитором.
После разрушения Трахтемировского монастыря польской шляхтой, Межигорский монастырь стал главным казачьим войсковым монастырём. Отставные и старшие казаки из Войска Запорожского теперь приезжали в его стены, чтобы остаться здесь до конца своих дней. В то же время, затраты монастыря оплачивались с помощью казачьей Сечи.
В 1676 году территория была сожжена после пожара, начавшегося в деревянном кафедральном соборе Преображения. С помощью Ивана Савелова, монаха, жившего в монастыре и позже ставшего патриархом Московским Иоакимом, монастырский комплекс был реконструирован. Двумя годами позднее, с помощью казацкой общины, недалеко от монастырской больницы была построена Благовещенская церковь.
В 1683 году казачья рада постановила, что священнослужители в Покровском кафедральном соборе (главный храм Сечи) должны быть только из Межигорского монастыря. В 1691 году монастыри, расположенные вблизи Сечи, были переданы под контроль Межигорского монастыря, а Левковский мужской монастырь был приписан к Межигорскому ещё в 1690 году. Межигорский монастырь стал самым большим на Украине, когда в конце XVII века его возглавлял игумен, околичный шляхтич, Феодосий Васьковский.
По просьбе Петра I, статус ставропигии был отменён; позднее он был снова восстановлен в 1710 году. В 1717 году большой пожар уничтожил значительную часть монастырских строений. В 1735 году казаки вновь подтвердили статус войскового для этого монастыря. В 1774 году на средства последнего кошевого атамана Петра Калнышевского была реконструирована церковь святых апостолов Петра и Павла. Украинский архитектор Иван Григорович-Барский спроектировал некоторые здания, включая братский корпус.
Во время роспуска Войска Запорожского Екатериной II в 1775 году, Межигорский монастырь (как и другие на Украине) был в плохом состоянии. Оставшиеся запорожские казаки вскоре оставили Запорожье и отправились на Кубань. Там они основали Кубанское казачье войско, которой существуют до наших дней. Когда казаки ушли, то они взяли с собой несколько монастырских манускриптов , некоторые из которых и сейчас находятся в архивах Краснодарского края.
В 1787 году Екатерина II приехала в Киев и пожелала увидеть Межигорский монастырь. Однако она так и не смогла осуществить своё желание, потому что монастырь сгорел за ночь до её приезда. Когда Екатерина II начала секуляризацию церковного имущества, монастырь был упразднён.
В 1796 году немецкий инженер обнаружил, что на территории есть нужная для производства фаянса глина, а двумя годами позднее основал Межигорский фаянсовый завод, первый на Украине. Около 1852 года фаянсовый завод стал самой большой промышленной организацией в Киеве. В 1884 году фаянсовый завод закрылся, после того как не смог принести прибыли. Во время своего существования завод производил чайные сервизы, настольные и скульптурные изделия.
Столетие спустя, в 1886 году, возобновлён стараниями митрополита Платона, а в 1894 году обращён в женский.
Монастырь был упомянут в одном из стихов Тараса Шевченко, «Чернец», написанном в 1846 году. Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», опубликованная в 1835 году, также упоминает эту обитель.
Лаврентий Похилевич в «Сказании о населённых местностях Киевской губернии» (1864 год) пишет:
«Межигорье в 3 верстах выше Вышгорода по течению Днепра между горами. Это ныне казённая фаянсовая фабрика. Местоположение Межигорья отличается живописными своими видами и замечательно существовавшим здесь монастырём, основанным ещё в X веке монахами, прибывшими из Греции с святым Михаилом, первым митрополитом Киевским. Устроенная ими деревянная церковь Преображения Господня или Спаса находилась близ Вышгорода на горе, именуемой ныне Спащиной. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский, будучи вышгородским удельным князем, построил в этом монастыре каменную церковь под именем Белого Спаса в 1160 году. По разорении Батыем Вышгорода и монастыря монахи долгое время скрывались в окрестных лесах и дебрях, которых и теперь довольно невдали от Вышгорода и Межигорья; потом избрали своим место пребыванием уединённую небольшую долину, окружённую со всех сторон горами, которые только у Днепра раздвигаются в виде широких ворот, пропускающих к реке ручейки, вытекающие из гор. Местность эта в древности без сомнения вся покрыта была густыми лесами. В этом лесистом ущелии монахи построили маленькую деревянную церковь во имя святителя Николая. В 1520 году некоторые старшины малороссийские испрашивали позволения у польского правительства возобновить Межигорский монастырь. Вследствие сего король Сигизмунд I привилегией 12-го марта 1529 года, данной на имя киевского воеводы Андрея Якубовича Немеровского, позволил означенный монастырь возобновить, окружные его владения возвратить под ведомство Мисаила Щербины, строителя и первого игумена возобновлённой обители. Стефан Баторий благодетельствовал монастырю, предписав в 1580 году киевскому ротмистру Касперу Стужинскому иметь ближайшее попечение о монастыре и не допускать его никому в обиду; причем даровал привилегию на безмытный проезд чрез Днепр и право сбора дани с сёл Петровец и Вышгорода по две кади мёду; дозволил монастырю делать канун (то есть варить и продавать хмельный мёд) три раза в год. С тех пор Межигорский монастырь начал застраиваться и другими зданиями и улучшаться более и более. В 1599 году перешедший из Москвы иеромонах Афанасий, при игумене Иосифе Копте, устроил три храма, истреблённые пожаром со всем монастырём в 1665 году. Московский патриарх Иоаким, признательный к месту первоначальных иноческих подвигов, потому что он постриженец Межигорского монастыря, не переставал благодетельствовать Межигорской обители и с высокого своего престола. Он построил в ней своим иждивением в 1690 году на место сгоревших деревянных каменную довольно обширную церковь, и ныне существующую, утвердил за монастырём право ставропигии или управления независимого ни от кого, кроме самого патриарха, и снабдил обитель некоторыми вотчинами. По присоединении Малороссии к Русской державе гетман Хмельницкий принял Межигорский монастырь в собственное покровительство; с того времени гетманы Запорожской Сечи назывались ктиторами монастыря, считавшегося войсковым, и запорожцы как его прихожане брали в свою Сечь отсюда иеромонахов для совершения христианских треб. Многие из запорожцев оканчивали здесь под чёрной рясой остальные дни свои в покаянии и молитвах; прочие своим усердием и богатыми вкладами заботились об обогащении войскового монастыря, так что числом вотчин и богатством он уступал только Печерской лавре. Ему принадлежали многие местечка и сёла по обеим сторонам Днепра: Вышгород, Петровцы, половина северная Козарович, Ясногородка, Глебовка, Лютеж по сю сторону Днепра; Бобровица, Мощаны, Чернин, Холм, Русанов, Плоское, Туровшина, Демидовцы, Демянчичи, Харьковцы (под Переяславлем), Ивановские Рудни по ту сторону. Кроме того, монастырю принадлежали подворья и дворы в Киеве, Переяславле, Остре. На многих местах взимаемы были в пользу его подорожные и перевозные пошлины. Во всех монастырских имениях дозволена была беспошлинная продажа горячего вина. Кроме того, монастырь имел свои виноградники и каждого лета киевские воеводы обязаны были давать в распоряжение и пользование его большой байдак. Монастыри Лебединский (в местечке Лебедин близ Чигирина), Самарский и Левковский находились в зависимости от Межигорского.
До 1709 года Межигорский монастырь управлялся игуменами, а с этого года учреждена в нём архимандрия с священнодействием архимандритов подобных лаврскому и с зависимостью от св. Синода.
Присовокупляем следующие заметки о Межигорском монастыре: в синодике монастыря, находящемся в библиотеке Киево-Софийского собора о обновлении Межигорского монастыря в предисловии сказано: иеромонах Афанасий, московский уроженец, пришёл к Киеву 1599 года и поселился в пустыне Межигорского монастыря с иноками Флавианом и Коментарем; построил три храма: а) во имя Петра и Павла, иже на вратах 1607; б) Николаевский с трапезой 1609; в) во имя Спасителя 1611 года, кои и освящены 1612 года, апреля 21 дня Неофитом, архиепископом болгарским. Того же года Афанасий скончался (7-го мая) и погребён во храме Преображения, в притворе на правой стороне. По нём начальствовал иеромонах Герасим, скончавшийся 1623 года, 18-го сентября и погребённый подле Афанасия. В синодике упоминаются настоятели монастыря по двум спискам, в следующем порядке:
1) по первому списку: Священно-инок Нифонт, Инок Онуфрий, Инок Автоном, Инок Сильвестр, Священно-инок Мисаил, Инок Иосиф, Священно-инок Иосиф, Священно-схимонах Афанасий, Священно-схимонах Герасим, Священно-схимонах Кирилл (Коментарь), Священно-схимонах Стефан Борецкий,
2) по второму списку: Иеромонах Андриан, Иеромонах Вонифатий, Монах Автоном, Монах Онуфрий, Монах Сильвестр, Иеромонах Мисаил (Щербина), Монах Иосиф (Бобрович) Копот, Иеромонах Иосиф, Иеро-схимонах Агафон (прежде схимы Афанасий, ум. 1612), Иеро-схимонах Герасим (прежде схимы Гедеон, ум. 1623), Иеро-схимонах Кирилл (Коментарь, ум. 1630), Иеро-схимонах Стефан, ум. 1632, Иеро-схимонах Варнава (о коем сказано в другом месте, что он игумен сего монастыря, почи року 1630), Иеромонах Иов, Иеромонах Феодосий Васьковский (ум. 1669 г.), Иеромонах Филарет.
В историческом сведении о сем монастыре (печ. Киев. 1830 года) из древних Межигорских игуменов упомянуты: Герман (около 1075 г.), Савва (1117 г.) и - Антоний (1499 г.)
Затем с 1709 года исчисляются уже архимандриты, начиная с Иродиона Жураковского, о коем заметки см. в Труд. Киев. Акад. за 1860 г., кн. II, стр. 245.
В 1786 году по Высочайшему указу 10-го апреля монастырские имения поступили в казну, а штат монастыря назначен к переводу в Таврическую область; в следующем 1787 году монастырь снова опустошён пожаром ночью, накануне того самого дня, когда императрица Екатерина, бывшая в то время в Киеве, хотела видеть сию живописную обитель, и окончательно упразднён. Недавно в одной из гор направо от дороги, идущей из Киева, открыта пещера значительной величины. Выскобленный на стене её 1700 год показывает, что её и прежде знали, но потом, когда вход завалили, забыли. В ней приметно была устроена и церковь, и есть места, обложенные кирпичом и плитами красного камня.
В 1796 году между пластами окружающих Межигорье гор замечена фарфоровая и фаянсовая глина, вследствие чего учреждена там, спустя два года, фаянсовая фабрика, в которой приписаны казённые крестьяне сёл Новых Петровец и Валков, а также 800 десятин казённого леса и 5 082 десятины прочих удобных и неудобных земель. До 1822 года фабрика была в ведении Киевского магистрата, а с этого года причислена к Императорскому кабинету. С этого времени фабрика на свой счёт перестроила древние монастырские здания, построила новые с затратой капитала до 153 000 руб. сереб., завела училище для крестьянских фабричных детей обоего пола, с 1857 года завела паровые машины для производства изделий и проч. На фабрике в настоящее время живёт до 80 человек обоего пола, из коих третья часть состоит из иноверцев: лютеран, римских католиков и евреев. В 1858 году по причине скудности доходов фабрика сдана в арендное содержание за 6 000 руб. серебром в год киевскому купцу Барскому с освобождением крестьян от обязательного труда и казённых лесов от поставки дров. В прежнее время фабрика ежегодно истребляла дров свыше 1 500 кубических саженей, одного овса для лошадей расходовалось 5 000 четвертей. Директор фабрики с штатом чиновников получал жалование от казны 6 000 рублей серебром да мастер, выписанный из Германии, 4 000. Фаянсовая посуда Межигорского изделия прежде славилась во всей России. В последнее время, по выписке иностранных мастеров, посуда делалась по общему убеждению, несравненно худшего достоинства. Зато усовершенствовано производство фаянсовых статуэток и других мелких изделий, особенно хорошо выделывались статуи нынешнего папы Пия 9-го, коими недавно обременялись полки в фабричных магазинах.
Вошло в обычай у киевлян хотя раз в лето съездить в Межигорье, чтобы питаться там чистым воздухом; по выражению одного киевского поэта и пить под тенью густолиственных дерев прозрачную воду из известного всем источника Звонки, получившего своё название по преданию оттого, что один из последних Межигорских архимандритов сзывал в соседнем пруде рыбок по звону колокольчика. Несколько раз в каждое лето учреждается увеселительная поездка из Киева в Межигорье на пароходе с оркестром музыки.
- В настоящее время в Межигорской фабрике две каменные церкви: одна холодная во имя Преображения Господня, построенная иждивением патриарха Иоакима, другая тёплая во имя св. апостолов Петра и Павла, построенная иждивением Петра Кальниша, последнего кошевого атамана Запорожской Сечи. На ремонтное содержание обеих церквей отпускается из казны ежегодно по 219 руб. 54 коп.; на содержание же причта до 1861 года отпускалось из доходов фабрики: священнику 200, диакону, обязанному заведовать и приходским училищем, 75, дьячку 45, пономарю 35. Сверх того им назначены натурой квартиры и огороды. После перехода фабрики в арендное содержание отпуск жалованья причту прекращён. Но по указу св. Синода 31-го декабря 1861 года для священнослужения в бывших монастырских церквах из штата Киево-Печерской лавры назначен один иеромонах и один послушник, с жалованием на счёт бывшей ремонтной суммы, первому 120 руб., второму 45 и на потребности церковные 54 руб. 54 коп.».
В 1933 году на месте монастыря началось строительство загородной правительственной резиденции. По некоторым сведениям, при проведении земляных работ было найдено подвальное помещение, заполненное древними рукописными книгами. В украинской прессе появились спекуляции, будто книги могли быть утерянной библиотекой Ярослава Мудрого, хотя более вероятно, что они относились к более позднему периоду Запорожской Сечи. Единственное, что осталась от братского корпуса после сноса — это колодец.
Территория остаётся закрытой для публичного доступа, так как входит в режимную зону частного имения Президента Украины Виктора Януковича. При советской власти эта территория служила резиденцией Леониду Брежневу и Владимиру Щербицкому.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
Sign in with: