Памятник Владимиру Великому — старейший скульптурный памятник Киева. Один из неофициальных символов города.
Установлен на крутом берегу Днеправ 1853 году.
Скульпторы и архитекторы Пётр Клодт (статуя Владимира), Александр Тон (пьедестал) и Василий Демут-Малиновский (барельефы).
Бронзовая 4,4-метровая статуя Крестителя Руси Владимира, изображённого в плаще с большим крестом в правой руке и великокняжеской шапкой в левой руке возвышается на 16-метровом постаменте, имеющем абрис восьмигранной часовни в псевдовизантийском стиле на квадратном стилобате. Кирпичный постамент и стилобат облицованы чугунными плитами. Общая высота памятника — 20,4 м.
Скульптурное оформление постамента (горельеф «Крещение Руси», барельефы с гербом Киева и звездой ордена Святого Владимира) выполнил Василий Демут-Малиновский в 1843 году. После его смерти в 1846 году работу продолжил русский скульптор барон фон Клодт. Он создал статую Владимира. Существует распространённая версия, что архитектором постамента памятника якобы был ведущий зодчий того времени Константин Тон — автор проектов Большого Кремлёвского дворца и храма Христа Спасителя в Москве. Но, на самом деле, на чертежах киевского монумента стоит чёткая подпись его старшего брата, профессора Академии художеств Александра Тона.
Скульптурные детали постамента отлиты на Дугнинском заводе вблизи Калуги, статуя — в Санкт-Петербурге, лично Петром Клодтом в его мастерской. Из Санкт-Петербурга в Москву статуя перевезена на поезде. В сторону Киева в то время железной дороги ещё не было, поэтому дальше статуя транспортировалась конной тягой.
До установления памятника, территория была занята виноградниками Михайловского златоверхого монастыря. Однако многочисленные разливы Днепра вызвали сильные оседания почв под виноградниками и спровоцировали серию оползней грунта на Владимирский спуск. Это вызвало негодование местных властей, так как в одевание Владимирского спуска в камень было вложено много денег. И чтобы такого не повторилось, склон было решено укрепить путём основания там парка. Парк был назван «Владимирской горкой», так как по преданию именно здесь когда-то князь Владимир Святославич крестил киевлян.
С целью недопущения оползней, которые угрожали Александровскому спуску, в 1840 году были проведены работы по укреплению и благоустройству будущей Владимирской горки (получившей такое название позже — уже после открытия памятника, и в его честь — а ранее больше известной как Михайловская, или Александровская). Ввиду особой значимости местности, которая традиционно связывается c Крещением Руси в 988 году, предусматривалось увековечивание этого действия путём построения часовни или альтанки на только что обустроенной нижней террасе.
в 1843 году ректор Императорской Академии художеств, русский скульптор Василий Демут-Малиновский подал на высочайшее рассмотрение первый «Проект на сооружение в городе Киеве на высшей крутости угла Александровской горы, над самым тем местом, где совершилось крещение русского народа — памятника Св. Равноапостольному Князю Владимиру».
Император Николай Первый одобрил эту инициативу. Между тем, перспектива строительства памятника не была одобрена киевским митрополитом Филаретом (ставить фигуру идола наибольшему борцу с идолопоклонством считалось церковью кощунственным. Был найден компромисс — в форме утверждения в июле 1853 года пролоббированного митрополитом проекта строительства Владимирского собора. 28 сентября (10 октября нов ст.) 1853 года памятник был торжественно открыт.
В конце XIX века Владимирская горка была превращена в парк в его современном виде. Сергей Ромишовский, руководитель Киевской городской садовой комиссии, писал, что это место, облюбованное киевлянами, обустроено по типу швейцарских гор с многочисленными шоссейными дорожками, кирпичными резервуарами и спусками, объединяющими между собой площадки и террасы.
Уже тогда городские власти стремились несколько «оживить» достаточно хмурый памятник. В частности, некоторое время поверхность постамента красили белой краской. Пытались оборудовать подсвечивание газовыми горелками.
В 1895 году на средства мецената и киевского предпринимателя Семёна Могилевцева было организовано электрическое подсвечивание креста. Писатель Михаил Булгаков в романе «Белая гвардия» писал:
Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко, и часто летом, в черной мгле, в путаных заводях и изгибах старика-реки, из ивняка, лодки видели его и находили по его свету водяной путь в Город, к его пристаням. Зимой крест сиял в черной гуще небес и холодно и спокойно царил над темными пологими далями московского берега, от которого были перекинуты два громадных моста. Один цепной, тяжкий, Николаевский, ведущий в слободку на том берегу, другой — высоченный, стреловидный, по которому прибегали поезда оттуда, где очень, очень далеко сидела, раскинув свою пеструю шапку, таинственная Москва.
В советские времена подсветка креста была убрана, но восстановлена после распада СССР и существует в настоящее время.
В советские времена памятник стал одним из немногих монументов Киева, сооруженных до 1917 года, которому удалось уцелеть. Хотя, с памятника осуществлялись попытки снятия всех украшений религиозного содержания. Вероятно, не без успеха, так как в 1953—1954 гг. (к 100-летнему юбилею) памятнику потребовалась реставрация. После реставрации памятник существенно не изменялся. Он стал своеобразной визитной карточкой Киева, а в 1988 году даже попал на советскую юбилейную монету по случаю 1000-летия Крещения Руси.
Sign in with: