В 1784 году, когда российские войска после занятия Феодосии находились в черте города, по распоряжению Потёмкина с целью пресечения расхищения был составлен план города, на котором были обозначены 33 фонтана и водоемы.
Примерно через 40 лет, в 1820 году историк Муравьев-Апостол писал:
«... из оставшихся в наследство от турков 33 фонтанов осталось только 3, да и те настолько уже повредились, и в головах своих, откуда в них поступает вода, и в главных и боковых трубах, что в летнее время жители бедствовали от безводья, что отчасти происходило и оттого, что весь лес на окружающих Феодосию горах был истреблен до корня».
30 мая 1887 г. на заседании городской думы И.К. Айвазовский объявил о даре Феодосии, навечно, 50 000 вёдер (600 м³) субашской воды в сутки. Субашский источник принадлежал его второй жене Саркисовой Анне Никитичне.
Дарственная А. Н. Айвазовской на 50 000 ведер воды в сутки была передана городу 1 апреля 1888 года.
В 1890 году на улице Итальянской (в настоящее время ул. Горького) был построен фонтан-памятник, ставший украшением Феодосии. Решение фонтана было оригинально. На постаменте была установлена бронзовая женская фигура, которая держала в руках раковину, из которой стекала вода в каменную чашу, и, переполняя её через края, спадала в бассейн, который возвышался над землей. Со стороны фигуры находилась увенчанная лаврами палитра с надписью «Доброму гению». По рассказам старожилов, в бронзовой фигуре узнавалась Анна Никитична, жена художника И. К. Айвазовского.
В знак благодарности семье Айвазовского феодосийцы и установили этот фонтан-памятник. Однако, из-за неправильно организованной системы стока воды фонтан и прилегающая территория вскоре была подтоплена, а фонтан закрыт.
В 1930-е годы бронзовая фигура была перенесена и установлена в центре круглого бетонного бассейна в городском саду, а каменные конструкции прежнего фонтана разобраны. Фонтан-памятник в значительной степени потерял свою первичную ценность.
В период Великой Отечественной войны памятник пропал. Последующая судьба памятника неизвестна. В послевоенные годы на этом месте был установлен памятник пионеру-партизану Вите Коробкову.
Новый памятник построен на средства Феодосийской горсовета при поддержке мэра города Владимира Шайдерова. Автор — феодосийский скульптор Валерий Замеховский. Скульптуру фонтана отливали по частям в Никополе, на Никопольском краностроительном заводе, части затем соединялись с помощью электросварки. Формовщик - Павел Борисович Олейников. Моделью для нового памятника послужила жительница Феодосии Кошельная Татьяна Александровна - известный ныне ювелир-художник.
Увенчивает композицию аркада с надписью «Великому Айвазовскому и ученикам его благодарная Феодосия» и фамилиями по сторонам: Фесслер, Латри, Ганзен, Лагорио.
Фесслер Адольф Иванович (1826-1885) – художник-маринист, ученик И.К.Айвазовского.
Латри Михаил Пелопидович (1875 - 1941) - живописец, график, керамист, внук И.К.Айвазовского. В начале 1900-х годов заведовал Феодосийской картинной галереей. После 1920 г. жил за границей. Писал архитектурные и морские пейзажи, портреты, натюрморты, успешно пробовал свои силы как иллюстратор. Лучшие произведения М.П.Латри посвящены Крыму.
Ганзен Алексей Васильевич (1876-1937) – художник-маринист, внук И.К.Айвазовского. А.В. Ганзен много плавал на военных кораблях, изучал их строение, достиг совершенства в их изображении. Автор серии картин, посвященных русско-японской войне.
Лагорио Лев Феликсович (1827-1905) - российский живописец и акварелист. Основной раздел творчества Лагорио — морской пейзаж.
Новый фонтан-памятник в городе Феодосия, открытый в 2004 году ко дню города.
Sign in with: